Великие мастера, Европейский модерн

Историческая мебель Чандигарха от Пьера Жаннере

Планируемый город Чандигарх был задуман Джавахарлалом Неру, первым премьер-министром Индии, который искал крупномасштабные проекты, чтобы отразить новый прогрессивный путь развития Индии, получившей независимость.

Неру и правительство Чандигарха наняли швейцарско-французского архитектора Шарля-Эдуарда Жаннере, известного как Ле Корбюзье (Le Corbusier), для создания Генерального плана города. Названный в честь Чанди, индуистской богини власти, Чандигарх был самым крупным и амбициозным проектом Ле Корбюзье, включающим жилые, коммерческие и промышленные районы, парки и комплекс правительственных зданий.

Правительственные здания в Чандигархе, столице индийской провинции Пенджаб, являются одной из причин того, что Ле Корбюзье считается самым влиятельным архитектором 20 века. Ле Корбюзье, размещая на плоском пустынном ландшафте геометрические бетонные формы, принес модернизм в регион ищущий нового старта! Посетив Чандигарх в 1952 году, Неру публично заявил, что город станет “новым городом, символом свободы Индии, свободным от традиций прошлого.”

Чтобы обставить интерьеры этих сооружения, включая здание Секретариата длиной 750 футов, Верховный суд и Дворец Ассаблеи, Ле Корбюзье обратился к своему двоюродному брату, архитектору и дизайнеру Пьера Жаннере (Pierre Jeanneret).

Жаннере, который провел более десяти лет в Чандигархе, наблюдая за строительством проекта, придумал сотни дизайнов стульев, столов, шкафов и ламп, подходящих для всех — от судей до дворников. Тысячи, а может быть, и десятки тысяч деталей были изготовлены по его заказу на заводах по всему региону. В дополнение к мебели для правительственного комплекса, Жаннере оборудовал мебелью ряд жилых и коммерческих зданий Чандигарха.

Методы работы, которые я открыл в Индии, наконец научили меня самоуважению после стольких неудач во Франции. Чандигарх был для нас обоих чем-то вроде Поляны в человеческих джунглях. Работы Ле Корбюзье поставили нас перед почти неразрешимыми проблемами исполнения с точки зрения технических и этнических соображений страны.

— говорил Пьер Жаннере об итогах масштабной работы в Чандигархе!

Пара Easy armchairs (model PJ-SI-28-A) Пьера Жаннера, 1955-56 год.

Хотя Жаннерет и раньше проектировал мебель, Чандигарх был для него самой большой проблемой — и успехом. В то время, когда его современники в Европе и США изучали возможности, которые давали алюминий и пластик, он был ограничен местными материалами и традиционными методами производства. Но, именно эти ограничения определили будущий  стиль и дизайн его мебели.

Вскоре после прибытия в Чандигарх Жаннерет начал делать уникальные детали для своего собственного дома и других небольших зданий из найденных материалов, таких как бамбук, железный прут, веревку и хлопок. Для отделки правительственных зданий он обратился к бирманскому тику и розовому дереву. Во многих случаях, единственными украшением его прочных геометрических фигур, были его фирменные V-образные ножки, напоминающий циркули или “чертежный компас».

Чертеж Пьера Жаннере. Архив Канадского центра архитектуры (CCA).

Концепция Пьера Жаннере заключалась в том, чтобы объединить европейскую логику и комфорт с натуральными природными материалами и удивительным мастерством индийских ремесленников. Таким образом, стулья, шкафы и кресла были изготовлены не только из тика, но и кожи, прутьев, лозы: все предметы мебели были прочными, доступными и отвечали новому, революционному направлению дизайна, получившего известность во всем мире!

Оригинальные модели мебели Пьера Жаннере представленные в галерее The P! Galerie, Цюрих, Швейцария.

Произведения Жаннере способствовали революционному дизайну Ле Корбюзье для общественных и частных зданий, расположенных на горизонтальной сетке с широкими улицами и многочисленными зелеными насаждениями!

Там, где Ле Корбюзье предпочитал порядок, у Жаннере были идеи, которые он сам называл «всегда немного анархичными», он всю свою жизнь культивировал дух экспериментатора. Отличительной чертой дизайна мебели Жаннере является особый подход к материалу. Геометрические формы его сидений излучают тепло, исходящее из самой природы дерева. Одним из первых его произведений из дерева стал стул Model 92 Scissors, лицензированное Knoll — американской фирмой Ханса и Флоренс Нолл, когда они путешествовали по послевоенной Франции.

Пьер Жаннере. Кресла Model 92 Scissors, Knoll, 1948.

Именно мебель произведённая Жанерром для Чандигарха, последние несколько лет пользуется огромным спросом на международных аукционах. За оригинальными изданиями идет настоящая охота, а цена за один предмет не раз достигала рекордных аукционных показателей.

Кресла Жаннера на улицах Чандигарха. Фото © E. Touchaleaume, архив Galerie 54, Париж.

Строительство города Чандигарх было завершено к середине 1950-х. Тем не менее, к 1980-м годам он уже начал разрушаться. Архитектурная ценность нового города осознавалась с самого начала. Но под государственной охраной в Чандигархе были здания, а не их обстановка. Обветшавшие ковры, изготовленные для некоторых интерьеров по эскизам Ле Корбюзье, в своё время заменили грубыми и неточными копиями. А в 1990-е годы настала очередь мебели. которая пострадала от интенсивного использования, высоких температур и экстремальной влажности. От неё стали массово избавляться.

Организации, которым она принадлежала — Университет, Секретариат, Верховный суд и т. д. — выставляли её на продажу на аукционах. Мебель для них не имела никакой цены, но имел цену материал, из которого она сделана (в большинстве случаях это был массив тика). Её обычно покупали местные ремесленники-мебельщики, чтобы повторно использовать материал. То, что не удавалось продать, сдавали на хранение, продавали с аукциона, использовали как дрова или просто оставляли гнить на улице.

В конце 1990-х годов в распродажах мебели из Чандигарха стали участвовать французские галеристы.  В 1999 году Эрик Тушалом, владелец парижского шоу-рума Galerie 54, одгим из первых посетил Чандигарх и начал закупать дизайнерские вещи, которые скапливались на складах и свалках и даже продавались на дрова. Позже к аукционным  торгам в Чандигархе присоединились Патрик Сеган, Филипп Жусс и Франсуа Лаффанур.

Тушалом рассказывает, что самые крупные распродажи мебели в Чандигархе проходили в 1999 году, когда от неё избавлялся университет, и в 2002 году, когда продавалась мебель из Верховного суда. На этих аукционах ему удалось удалось купить очень крупные партии. Парижская Galerie54 Тушалома существует до сих пор, и самый подробный материал о мебели Чандигарха, какой только есть в открытом доступе, опубликован на сайте галереи.

Купив на них изрядное количество предметов, французские галереи провели несколько выставок с мебелью из Чандигарха, подготовили и издали книги о ней и с середины 00-х годов стали продавать её на аукционах во Франции и США по ценам, заметно отличающимся от тех, по которым она была куплена в Индии. Как писала Амелия Джентльмен в «Нью-Йорк Таймс» (2008), стулья, которым в Чандигархе красная цена была бы 400 рупий (около 10 американских долларов), на Christie’s продавались по 8 — 12 тысяч долларов.

Экспозиция мебели Пьера Жаннера в лос-анджелесском шоу-руме Leclaireur’s.

С аукционов мебель из Чандигарха попала в интерьеры знаменитостей. Современные интерьерные декораторы Винсент ван Дейзен, Аксель Вервордт, Жан-Мишель Вильмотт, Шарль Зана и архитектор Джон Поусон полюбили в них грубость, рукотворность и следы времени на старой древесине.

Благодаря им стулья и кресла из Чандигарха проникли в дома Канье Уэста в Хидден Хиллз и дом Кортни Кардашьян, свояченицы певца. Сейчас существует своего рода вирусная мода на мебель из Чандигарха, заметно, впрочем, не повлиявшая на её стоимость на аукционах: эстимейты на современных торгах мало отличаются от тех, что были десять лет назад.

Два V-образных кресла от Пьера Жаннере, в домашнем офисе Кортни Кардашьян, в Калабасасе, штат Калифорния.

Однако от Чандигарха до Калабасаса путь неблизкий, и разгорелся спор о том, должна ли мебель, которая является частью культурного наследия Индии, оставаться в этой стране. Jeffrey Graetsch бруклинский дилер, купивший много экспонатов в Чандигархе, утверждает, что если бы дилеры не спасли работы Жаннере, они превратились бы в металлолом. Действительно, Жак Дворчак, автор новой книги о мебели Пьера Жаннера, говорит, что внимание, которое она получила в США и Европе, помогло “индийцам осознать свое наследие”.

Мебель с узнаваемой V-конструкцией стала часть наследия уникального урбанистического проекта братьев Ле Корбюзе и Пьера Жаннере, отразившего концепцию независимости и свободы целой нации. ​С 2011 года ни одному из его предметов мебели не разрешалось покидать страну без разрешения Министерства культуры и властей Индии.

Оригинальные модели мебели Пьера Жаннере представленные в галерее The P! Galerie, Цюрих, Швейцария.

ЧАНДИГАРХ

Город Чандигарх (Chandigarh) — столица индийской провинции Пенджаб.

Уникальный урбанистический проект братьев Ле Корбюзе и Пьера Жаннере, объединивший философию функциональности и отразивший концепцию независимости и свободы целой нации.

Для Пьера Жаннере проект Чандигарха был вершиной его работы как архитектора и дизайнера. Этот проект глубоко повлиял на него; он остался в Чандигархе после завершения строительства города, редко возвращаясь в Европу. После смерти Жаннерета его прах был развеян озером Сухне, в Чандигархе.

Благодаря работе многих галеристов и историков дизайна, Пьер Жаннере, десять лет самостоятельно строивший Чандигарх, впервые вышел из тени своего знаменитого двоюродного брата, а в истории дизайна из второстепенного автора превратился в важнейшую фигуру.

Большая работа с его наследием идёт сейчас в самом Чандигархе: в архитектурном музее города собрана коллекция мебели Жаннере, отдельная экспозиция открылась в недавно учреждённом Центре Ле Корбюзье в старом здании архитектурного офиса Чандигарха (одно из первых зданий города, его тоже построил Жаннере), а пустовавший дом архитектора отремонтировали и открыли там его музей.

В 2016 году Комплекс зданий Капитолия, вместе с еще 16 объектами архитектора Ле Корбюзье в семи странах мира, решением ЮНЕСКО были объединены в международный объект наследия ЮНЕСКО — «Архитектурное наследие Ле Корбюзье».

 

Интерьеры с мебелью Пьера Жаннере. 

Дизайн Чандигарха в лице стульев Жаннере за последние пару лет захватил мир интерьера!

Эскизы мебели для Чандигарха, впервые нарисованные Пьером Жаннере в 1950 году, были переданы нескольким производственным студиям и ремесленникам в Пенджабском регионе Северной Индии, которые начали производить их по заказу для общественных и правительственных зданий.

Сегодня предметы мебели из Чандигарха все еще производятся несколькими студиями, но различия в качестве, материалах и дизайне довольно отчетливы. Стулья Жаннере от брендов Dimo, Srelle, Cassina и Phantom hands, являются оригиналами и создаются по авторским эскизам Жаннере при его полном согласии. При этом разные компании используют разные технологии, детали, дизайн, а их концепция и уровень качества иногда немного меняется.

У нас Вы можете заказать переиздание кресла Capitol Complex (PJ-SI-32-A) Пьера Жаннере.

Один коментарий к “Историческая мебель Чандигарха от Пьера Жаннере

  1. vavada слоты:

    Спасибочки, автор..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + 4 =