Финн Юл (Finn Juhl) как и его соотечественники окончил Королевскую академию в Копенгагене, где изучал архитектуру. Юл всегда подчеркивал, что именно в вопросе дизайна мебели он был самоучкой.
В отличие от своих коллег Финн Юль делал акцент не на удобство и функциональность, а на форму.
Финн Юл — один из самых влиятельных датских архитекторов и дизайнеров, популярных в 1940-60-х годах. Его дизайн характеризуют повышенное, почти фанатичное внимание к деталям и качеству, а также интуитивное использование материалов.
Финн Юл родился в семье торговца тканями. Рос он без матери: она умерла, когда ему было несколько дней от роду. Это печальное обстоятельство и суровый характер отца приучили его справляться с жизнью самому: уже в 15 лет подросток просиживал часы за изучением искусства в Королевском музее изящных искусств Копенгагена, и был полон надежд стать художником. Однако по настоянию отца все же стал изучать архитектуру как более практичное ремесло.
Учился Юл с 1930 года в Королевской академии Копенгагена, и ему очень повезло с наставником: им был архитектор Вильгельм Лауритцен, следивший за всеми новыми архитектурными веяниями. Лауритцен подхватил движение функционализма, пришедшее из Швеции. Архитекторы открывали новые технологии, вся индустрия переживала небывалый подъем. Своему учителю (а позже и коллеге) Финн Юл ассистировал в создании первого датского здания в стиле функционализма: Дома радио в Копенгагене.
В 1933 году у Финна Юла появляется свой дом, который нужно было обставлять. Юл решает проектировать мебель сам (впоследствии он создаст «с нуля» и обстановку собственного дома в пригороде Копенгагена). Как и другие пионеры-модернисты, Юл начинал с нуля, не опираясь на наследие. Он проектировал, измеряя свое собственное тело и анализируя, как отдельные компоненты мебели должны поддерживать человека.
В этот период он познакомится с талантливым молодым мастером Нильсом Воддером (Niels Vodder).
Если бы не встреча с краснодеревщиком Нильсом Воддером, возможно мечты Финна Юла о воплощении собственных идей так и остались бы мечтами.
Финн Юл позирует на диване Poet. House of Finn Juhl.
Формально у Юля не было никакого специального образования в мебельной сфере, не считая практики каменщика и плотника в студенческие годы. Он называл себя самоучкой. И при этом ему почти век назад удалось найти новые принципы, которые оказались созвучны следующим поколениям. Из технических новшеств, придуманных Юлом, выделяется главное: он отделил сиденье и спинку от несущей деревянной рамы.
В отличие от своих современников-модернистов, Юл стремился к более органичной, естественной форме. Потенциальная прочность материала была использована по максимуму при создании скульптурной формы каждого произведения. Поскольку Юл перевел свои идеи в смелые, гибкие столярные изделия, где каждый элемент конструкции плавно перетекал друг в друга, он ставил огромные требования к столярам, которые должны были воплотить его идеи.
Именно с краснодеревщиком Воддером дизайнер создаст все свои ключевые вещи для выставок копенгагенской Гильдии краснодеревщиков. И получит в ответ бурю критики — и доброжелательной, и не очень. Первый раз Юл выставлялся в 1937 году. Спустя двенадцать лет его участие в этом мебельном шоу ремесленников было уже самым громким событием: на кресло Chieftain обратил внимание даже датский король.
Кресло Pelican, 1940. Переиздано в 2001 House of Finn Juhl.
В 1940-м году он сделал бионическое кресло «Пеликан», которое было сначала раскритиковано за странную форму и вызывающий цвет, а потом вошло в учебники по дизайну, как образец агрономики.
В первые годы работы на выставке Гильдии краснодеревщиков Финн Юл в основном работал с полностью мягкой мебелью. Если вы знаете о скульптурной деревянной мебели Финна Юла, то Вам может показаться странным, что он, на самом деле, начинал свою работу с полностью мягкой мебели. Финн Юл позже сказал, что это было связано с тем, что он мало знал о строительстве мебели и столярных изделий. Мягкая мебель позволила Финну Юлу полностью сосредоточиться на скульптурных, органических формах, которые стали его визитной карточкой. Он называл себя самоучкой в области дизайна мебели, поскольку его формальное образование было в области архитектуры.
В отличие от многих своих коллег, Финн Юл чувствовал, что современная мебель должна была относиться к современному искусству того времени. Стул Pelican стал совершенным примером того, как Финн Юл интегрировал идеалы функционализма со свободным искусством.
В 2015 году компания Onecollection, которая уже больше 20 лет занимается производством мебели Финна Юля, отметила юбилей знакового для датского модернизма кресла и приурочила к его дню рождения большую выставку в парижском универмаге Le Bon Marche на рю-де-Севр.
Через несколько лет после своего дебюта на выставке Гильдии краснодеревщиков Финн Юл стал все больше интересоваться применением дерева в качестве доминирующего формообразующего материала, а не «прятать» его под чехлом обивки. Он продолжает эксперименты со скульптурными формами предметов. Это оказалось совершенно не похоже на то, что делали остальные дизайнеры!
C 1941 по 1945 год Юль разрабатывал ряд кресел с определенной конструкцией: сиденье и спинка были отделены от несущей деревянной рамы. Венец четырёх лет работы – модель FJ45 Chair. Такой тип кресел станет наиболее характерным в дальнейшем творчестве дизайнера.
Кресло 45 Chair, c 2013 производится House of Finn Juhl .
В 1949 на выставке гильдии мебельщиков Копенгагена Финн Юль представляет легендарное кресло Chieftains Chair. Вдохновением для дизайнера послужили иллюстрации оружия древних племен. На открытии выставки присутствовал даже король Дании Фредерик IX, которому пришлось по вкусу творение дизайнера. На вопрос журналистов: «Как называется это кресло?» — Юль с легкостью ответил, что теперь его следует называть «королевским». Но, как показалось одному из присутствующих журналистов, это недостаточно скромное название, поэтому кресло окрестили «Вождем».
Вышедшее в 1940 году кресло Pelican называли «уставшим моржом», а культовое кресло 1949 года Chieftain сравнивали с четырьмя неудачными омлетами. Юл всегда добродушно реагировал на эту критику: он был одержимым мечтателем. И, как всякое сильное бескорыстное увлечение, оно делало его неуязвимым. Он создает множество версий похожих кресел, ищет свой идеал. Одно из таких вершин стала модель кресла 45, созданный в 1945 году. Впоследствии появится множество его вариаций.
У нас Вы можете заказать реплику кресла 45 Chair Финна Юла
Продолжение статьи >>> Финн Юл: модернист с душою скульптора (1912 — 1989) | Часть 2