Великие мастера, Скандинавский дизайн, Ханс Вегнер

О «короле стульев» ХАНСЕ ВЕГНЕРЕ (1914 — 2007) | Часть 1

Стул – самый выразительный предмет мебели, и чаще всего дизайнеры запоминаются не кроватями и шкафами, а именно стульями. Каждый дизайнер проходит в своей жизни «экзамен» на проектирование стула и сдать его бывает куда сложнее, чем создать любой другой объект.

Так​ в​ кафе при​ миланском музее Триеннале​ как-то собрали в одном зале все самые известные стулья и кресла, созданные в разное время разными дизайнерами. Посетители могли посидеть на каждом из них, оценить и сравнить их характеристики в деле. Так быстро выяснилось, что одни кресла действительно эргономичны и комфортны, а создатели других в погоне за красотой создали громоздкие, непрактичные и чрезвычайно неудобные объекты.

Лишь на первый взгляд стул и кресло— это простой и​ функциональный предмет нашего домашнего обихода. Но​ если он неудобен или непрактичен, этого не скрыть за красивой оболочкой!​ Сегодня мы хотим познакомить Вас с «королем стульев» — Хансом Вегнером!

В этой статей мы расскажем Вам главные факты из биографии создателя лучших в мире​ стульев!

ДАНИЯ
КОРОЛЬ СТУЛЬЕВ
В этом году исполнилось сто пять лет со дня рождения датского дизайнера​ Ханса Вегнера (1914–2007).

Ханс Вегнер (Hans J. Wegner) действительно не делал ничего другого! При этом многие люди вообще не слышали имени Вегнера, не говоря уже о фабриках, которые его производят. Про его стулья и кресла не скажешь, что их кто-то придумал, кажется, что они были всегда. Когда Вегнеру говорили об этом, он радовался:

“Всё, что я хотел, – это делать обычные вещи необычно высокого качества”.

Г-н Вегнер поднялся на олимп международной известности как один из нескольких датчан, которые захватили внимание мира дизайна своей свежей, эстетичной и скульптурной мебелью. Другими известными датчанами были Арне Якобсен, Финн Юл, Борге Могенсен и Поуль Кьерхольм.

Их работы, часто сделанные в теплой светлой древесине, одомашнили холодный блеск хрома Bauhaus повлиявшего на международный стиль и дизайн интерьере. В процессе работы они впервые нашли способ совместить слова “датский” и “современный”, соединив традиции высокого мастерства краснодеревщиков, качества и комфорта с модернистскими принципами простоты и графической красоты.

Стулья и кресла Ханса Вегнера входят в коллекцию всех музеев современного искусства, от парижского Центра Помпиду до нью-йоркского МоМА, и стоят в квартире каждого второго любителя винтажа.

“Он был одним из тех, кого я считаю скромными гигантами дизайна 20-го века, тех людей, которые, вероятно, избегают термина дизайнер и предпочитают называть себя краснодеревщиками.”

— сказала Паола Антонелли, куратор архитектуры и дизайна в Музее Современного Искусства в Нью-Йорке, где многие из стульев г-на Вегнера не только выставлены, но и используются в нескольких ресторанах музея.
Сегодня официально мебель дизайнера выпускают фабрики PP Møbler, Carl Hansen&Søn, Fredericia, Fritz Hansen, Erik Jørgensen.

В 1914 году в семье обувного мастера Петера Вегнера родился сын Ханс. И хотя работа отца была только косвенно связана с деревом (из него выполнялись колодки), Ханс с детства увлекся резьбой по дереву. Уже к 15 годам он сделал свой первый стул, а в 17 получил специальность «мебельщик» и мечтал о собственном деле, равно как и о том, чтобы производить предметы, которые необходимы и полезны так же, как удобная обувь.

После службы в армии Вегнер поступает в Школу искусств и ремесел, позже переименованную в Датскую королевскую академию изящных искусств и дизайна. В этой кузнице модернизма (в Академии также учились Поул Кьерхольм, Бёрге Могенсен, Арне Якобсен) сформировалось кредо Вегнера: дизайн — это упрощение, избавление от лишнего.

Упрощать дизайн повседневных вещей Вегнер начал под присмотром Арне Якобсена, к тому времени уже известного архитектора. В 1940 году Якобсеном и Эриком Моллером пригласили Вегнера для проектирования мебели для городской ратуши, которую они создавали в Орхусе, Дания.

Вовремя работы над этим проектом, Вегнер познакомился с Ингой Хелбо, секретарем в офисе мистера Якобсена. Позже они поженились.

Как только Орхусский проект был завершен, Ханс Вегнер начал свое собственное дело и к середине 1940-х годов создал дизайны своих знаменитых стульев для компаний мебели Fritz Hansen и Johannes Hansen.

В 1943 году он наконец открыл собственное дизайн-бюро совместно с Бёрге Могенсенем. Впрочем, он не только делал эскизы, но и с удовольствием сам брался за инструменты. В это время он занимается поиском новых конструктивных приемов.

Все датские дизайнеры в 1930–1940-х годах работали в паре с краснодеревщиками. У каждого автора был свой исполнитель, который знал все тонкости работы с деревом, чувствовал материал и помогал реализовать самые смелые идеи. Вегнер встретил «своего» краснодеревщика в 1940. Это был уже знаменитый в ту пору мастер Йоханнес Хансен. Вместе с ним Вегнер создал свои лучшие вещи.

На осенней выставке Гильдии краснодеревщиков в 1943 году Ханс Вегнер представил свою первую версию стула China chair, вдохновленную старинным китайским стулом, который он увидел на картине в датском Музее промышленного искусства. На картине были изображены датские торговцы, сидящие на стульях династии Мин.

«Китайский стул» стал краеугольным камнем для Вегнера в поиске и создании безупречных форм. Стул China chair воплотил его стремление понять природу древесины и исследовать свои профессиональные возможности.

The China Chair созданный Хансом Вегнером в 1944 год.

Позже Вегнер создает около девяти различных вариаций и прототипов China chair, и продолжая непрерывно преобразовывать скульптурную форму, в конечном итоге, создаст свой Стул с большой буквы – Round Chair.

Одном из самых успешных прототипов «Китайского стула» стал стул «Wishbone chair»!

Стул «Wishbone chair» получил свое название благодаря схожести с вилочковой костью у птиц (по-английски – wishbone) и стал очередной вариацией «China chair», задняя перекладина которого разделилась на две части. В 1950 году датская компания Carl Hansen & Søn изготовила первый стул «Wishbone», ставший настоящим бестселлером. Компания выпускает его и сегодня и регулярно пополняя палитру, так как классический «Wishbone chair» выполнен в черном либо в натуральном цвете дерева.

Wishbone или «Y-стул» стал первым творением Ханса Вегнера для фабрики Carl Hansen & Son.

В 1949 году специально для ежегодной выставки гильдии краснодеревщиков Ханс Вегнер разработал Round Chair — «Круглое кресло». Эта модель покорила американский рынок: В 1950 году американский журнал USA Interior Magazine называет его самым красивым креслом в мире и помещает на обложку под емким названием The Chair: большая буква в написании обозначала его беспримерную значимость.

В 1960 году стул Round Chair дизайнера Ханса Вегнера использовался в оформлении студии, где проходили теледебаты кандидатов в президенты Джона Кеннеди и Ричарда Никсона. Они стали самыми популярными в истории США и собрали у экранов более чем 70 миллионов зрителей! Так стул Round Chair получил свое второе имя — стул Kennedy! С тех пор родилась традиция снимать в них знаменитостей. Фотографировались в этих креслах и Дмитрий Медведев с Бараком Обамой на двусторонней встрече в Копенгагене, в 2009 году.

Стул «Round Chair» по праву считается одним из самых удачных творений маэстро Вегнера!

У нас Вы можете заказать реплику формы стула Round Chair Ханса Вегнера!

Именно на «круглом кресле» в 1960 году сидели во время предвыборных теледебатов Джон Кеннеди и Ричард Никсон!

США

Round Chair (PP503)

TNC: 172 первые президентские дебаты Кеннеди-Никсона, 1960 год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

67 − 64 =