Великие мастера, Скандинавский дизайн, Ханс Вегнер

О «короле стульев» ХАНСЕ ВЕГНЕРЕ (1914 — 2007) | Часть 2

Ханс Вегнер — один из немногих скандинавских создателей визуальной среды 20 века, который сосредоточился на малых формах. За свою долгую жизнь он спроектировал около полусотни стульев.

Его стиль часто называют органической функциональностью, модерн школой с акцентом на функциональность. Эта школа мысли возникла в основном в скандинавских странах с вкладом Пола Хеннингсена, Алвар Аалто и Арне Якобсена. За свою жизнь он создал более 500 различных стульев, более 100 из которых были запущены в серийное производство, и многие из которых стали узнаваемым дизайном.

Вегнер некоторое время работал на Арне Якобсена, успешного датского дизайнера. Вегнер возглавлял мебельный отдел в Aarhus Municipal Hall, который разработал Якобсен.

Через несколько лет под возглавлением Якобсена, Вегнер начал свою собственную компанию. Вместе со своим другом архитектором Берге Могенсеном, он проектировал мебель для FDB (датская сеть продуктовых магазинов), возглавляемая Эриком Колдом, который основал организацию датских производителей мебели, которая начала с датского дизайна за рубежом.

Вегнер получил несколько крупных наград в 1951 и Гран-при Миланской Триеннале в том же году, Prince Eugen medal и Sweden and the Danish Eckersberg medal. В 1959 году он стал почетным Королевским дизайнером промышленности Королевского общества искусств в Лондоне.

Его мебель присутствует в нескольких международных коллекциях, включая Музей современного искусства в Нью-Йорке и Die Neue Samlung в Мюнхене.

В этом 2019 году исполнилось сто пять лет со дня рождения датского дизайнера Ханса Вегнера (1914–2007). В этой серии статей мы расскажем вам главные факты биографии создателя лучших в мире стульев!

ARRIVALS
КОРОЛЬ СТУЛЬЕВ
В 2019 году исполнилось сто пять лет со дня рождения датского дизайнера​ Ханса Вегнера (1914–2007).

Хотя Ханс Вегнер (Hans J. Wegner) уже создал свой Стул с большой буквы, он продолжал работать. Самыми плодотворными были 1950–1960-е годы, но новые стулья продолжали появляться до 1990-х.

Будучи представителем направления так называемой органической функциональности, Ханс Вегнер вступил в своеобразные и, надо сказать, весьма результативные отношения с традицией. Он часто брал за основу очередного стула классический предмет мебели (например, традиционные кресла династии Минь) — и пытался вскрыть самую суть этой традиции, воспроизвести её квинтэссенцию, очистив от лишнего, на его взгляд.

Так было и 1947 году, когда Ханс Вегнер спроектировал «Peacock chair» или кресло-павлин, чья круглая и будто «распахнутая» спинка напоминает павлиний хвост. Но основной мотив, который прослеживается в этой модели, — это, конечно, классический английский виндзорский стул («Windsor chair»). «Постоянное очищение» было главным творческим принципом Вегнера. В этом смысле он стал наиболее последовательным и характерным создателем того, что впоследствии стало называться скандинавским дизайном!

The Peacock Chair созданный Хансом Вегнером в 1947 год.

1950-е — золотой век датского модернизма! На миланской Триеннале скандинавские дизайнеры, в том числе Вегнер, забирали первые призы.

Так в 1951 году Ханс Вегнер создает еще одну знаковую модель, попавшую на обложки журналов и ставшую практически символом нового десятилетия — кресло Papa Bear (или Teddy Bear). Первоначально кресло выпускалось компанией AP Stolen, однако уже спустя два года его стала выпускать фирма PP Møbler. В дальнейшем, к 50-летию этой компании кресло обзавелось еще и оттоманкой. Свое название кресло получило вслед за метким замечанием одного из критиков, который сравнил подлокотники с «лапами огромного медведя, который обнимает вас сзади».

«Мы должны заботиться о том, чтобы все, что мы делаем, не становилось ужасно серьезным. При этом мы должны играть, но играть серьезно». Ханс Вегнер.

Брошюра AP Stolen, рассказывающая о наградах и регалиях кресла Papa Bear, 1951 г.

Кресло Papa Bear (или Teddy Bear), PP Møbler, 1951 г.

Кресло CH07 или​ Shell Chair​ — одна из​ самых известных моделей Ханса.​ Вегнер был одним из немногих дизайнеров, использующих органический стиль в дизайне мебели, методологию, которая способствовала росту его популярности. Хотя его работы сочетали в себе микс деревообрабатывающей техники, скульптурных и органических форм, они никогда не была абстрактными. Стул Раковина, CH07 яркий пример органического модернизма, это возможно лучший современный дизайн Вегнера. Профиль кресла красив со всех сторон, и его сиденье и спинка обеспечивают комфортное положение.

Кресло округой формы с сидением, по форме напоминающем улыбку, Вегнер презентовал в 1963 году. Первоначально оно называлось «стул номер CH07». Представители мира прикладного искусства встретили его достаточно тепло, чего не скажешь о широкой общественности.

Спорный для восприятия 60-х годов дизайн кресла и сложности с производственным процессом того времени привели к весьма ограниченному производству. Когда Carl Hansen & Søn перевыпустила кресло Shell Chair​ в 1998 году, оно почти мгновенно нашло должное признание​ у современного поколения!

У нас Вы можете заказать реплику формы кресла Shell Chair Ханса Вегнера!

Конструкция и дизайн Shell Chair (CH07) опередили свое поколение на несколько десятилетий!

Идея стула Valet Chair ( PP250 | JH540) родилась у Вегнера после долгой беседы с профессором архитектуры Стином Эйлером Расмуссеном (Steen Eiler Rasmussen) и дизайнером Бо Бойесен (Bo Bojesen) о проблемах складывания одежды наиболее практичным способом, когда пришло время ложиться спать.

Когда датский король Фредерик IX увидел первый прототип стула камердинера на четырех ножках, он сразу же обратился к дизайнеру с заказом. Вегнер был недоволен четвероногой версией и продолжал работать над дизайном.

После того как датский король заказал первый стул Valet Chair, Вегнер понадобилось два года, прежде чем смог представить свою работу. Оригинальная трехногая версия была сделана для короля из сосны с тиковым сиденьем. Вегнер хотел показать королю, какой необыкновенно красивый стул он может сделать даже из недорогой европейской сосны. Массив тикового дерева использован для сиденья, чтобы подчеркнуть красоту конструкции.

У нас Вы можете заказать переиздание стул Valet Chair ( PP250 | JH540) в массиве дуба или американского ореха.

Спинка стула Valet Chair ( PP250 | JH540) служит вешалкой для пиджака, а откидное сиденье можно поставить вертикально, чтобы аккуратно сложить брюки. Треугольный ящик под сиденьем позволяет убирать мелкие предметы, такие как кошелек, часы или ключи.

В 1950-е и 1960-е годы Ханс Вегнер выпускает множество ярких моделей: кресло-бык, кресло-ракушка, кресло-дельфин. Стул-камердинер Valet Chair он придумал специально для мужчин, постоянно забывающих повесить одежду в шкаф: спинка-вешалка предназначена для пиджака и рубашки, по бокам от сиденья — перекладины для носков.

Комфортабельное футуристическое кресло Flag Halyard Chair сделано не из дерева, как обычно, а из металлических трубок (реверанс Баухаусу), а сиденье — из 240 метров намотанного на раму морского каната. Вегнер спроектировал его, сидя на пляже, когда жена поручила ему присматривать за купающимися детьми. От нечего делать он вырыл удобное «сиденье» в песке, а потом перенес его на бумагу.

Все его творения получались предельно лаконичными, но в то же время очень дружественными человеческому телу, их производство было массовым, но каждая модель требовала кропотливой ручной работы. Лишь в 78 лет он решил отойти от дел, но все равно продолжал контролировать реплики своих ранних моделей, которые то и дело запускали в производство различные компании.

Самым преданным поклонникам его творчества, мы рекомендуем полистать оригинальное издание книги «Hans J. Wegner: Just One Good Chair» (Publisher: Hatje Cantz).

Стулья и кресла Ханса Вегнера входят в коллекцию всех музеев современного искусства, от парижского Центра Помпиду до нью-йоркского МоМА, и стоят в квартире каждого второго любителя винтажа.

В 1993 году мебельное ателье Ханса Вегнера возглавила одна из его дочерей, Марианна. Она занимается архивом и общается с компаниями, которые владеют правами на дизайн Вегнера.

Сегодня официально мебель дизайнера выпускают фабрики PP Møbler, Carl Hansen&Søn, Fredericia, Fritz Hansen, Erik Jørgensen.

За свою долгую жизнь дизайнер придумал более пятисот моделей, в производстве компаний сейчас находятся сто тридцать, так что новинок у фабрик хватит еще на пару сотен лет! Оригиналы его работ можно увидеть в Музее Вегнера в его родном городе Тёндер, а также в лучших музеях всего мира и в большом количестве — в домах обычных датчан.

Пожалуй, это и есть настоящее признание!

"На вопрос, чем еще интересуется Ханс Вегнер, его дочь Марианна со смехом ответила: "Кроме мебели? Ничем!"

Марианна Вегнер Серенсен обучалась на архитектора и работала в качестве сотрудника фирмы у своего отца в течение 20 лет, прежде чем взять на себя руководство его студией в 1993 году.

Один коментарий к “О «короле стульев» ХАНСЕ ВЕГНЕРЕ (1914 — 2007) | Часть 2

  1. Уведомление: О «короле стульев» ХАНСЕ ВЕГНЕРЕ (1914 — 2007) | Часть 1 - ModernMemphis & Co

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 1