Великие мастера, Скандинавский дизайн

Финн Юл: модернист с душою скульптора (1912 — 1989) | Часть 2

Финн Юл — один из самых влиятельных датских архитекторов и дизайнеров, популярных в 1940-60-х годах. Его дизайн характеризуют повышенное, почти фанатичное внимание к деталям и качеству, а также интуитивное использование материалов.

Возможно, на самом деле Юлю просто хотелось вырваться на свободу, что удалось во всех смыслах: он стал проектировать мебель, скандально не вписывавшуюся в модернистский мэйнстрим, который в предвоенной Дании определяла школа Кааре Клинта. Там все было геометрично и строго, а у Финна – объемно и мягко. Правда, предметы с трудом вписывались в эталонные интерьеры того времени, где мебели вообще отводилась подчиненная роль.

ARRIVALS

FINN JUHL Exhibition

Знакомство с финном Юлом в компании Jackson Design в Берлине.

Первой его знаменитой работой в области предметного дизайна было кресло Pelican. В тот период дизайнер увлекался современной скульптурой, что отразилось на форме кресла.  Публика приняла столь экзотичное для того времени  творение критически, назвав его «Усталым моржом». Но именно эта работа повлияла на стиль домашней мебели за пределами Дании в 40х годах.

Диван Poet Sofa Юль создает в 1941 году для своего дома. Он почти сразу становится классикой датского дизайна. А такое название он получил благодаря появлению в обстановке в романтическом фильме «Поэт и его Жена».

Пусть вас не смущают небольшие размеры этого предмета мебели: диван специально задумывался тесным, чтобы два человека, сидящие на нем, не смогли не начать общаться. Органическая форма позволяет Poet повторять изгибы тела человека, делая его очень удобным, а смелые цвета — легко вписаться в современный интерьер. Идеально для дружеских встреч или романтических вечеров вдвоем.

В 1946 году Финн Юль создает модель дивана 46 Sofa, которая также говорит нам об «очеловечивании» мебели: плавные изгибы спинки, подлокотники, будто повторяющие сгиб руки человека. Этот диван Юль решил усовершенствовать небольшим кофейным столиком «Глаз» — Eye Coffee Table. Линии столика идеально перекликаются с линиями дивана.

Несмотря на любовь к уникальным предметам, Финн Юл оказался одним из первых датских дизайнеров, кто в силу обстоятельств стал работать и с большими тиражами, и c крупными международными фирмами. При этом в массовом производстве он изо всех сил старался сохранить тот же подход к детали, что и в ремесленной мастерской.

Диван Poet получил свое название благодаря появлению в обстановке в романтическом фильме «Поэт и его Жена».

Диван 46 Sofa и кофейный столик Eye Coffee Table созданные Финном Юлем в 1946 году.

Вдохновленный ”свободным искусством», Финн Юл спроектировал диван Poet для своего собственного дома в 1941 году.

После войны Юль завоевал США, где подружился с Эдгаром Кауфманом, директором отдела индустриального дизайна в МОМА, четой Имз, а также другими влиятельными персонами. Настоящая известность пришла после того, как его вещи были выставлены в нью-йоркском шоу-руме Georg Jensen: месте, где в Америке рождались все тренды, связанные со скандинавским дизайном того времени. Его пригласили обставлять Датское посольство в Вашингтоне.

Упивающиеся победой, свободой и новой роскошью американцы приняли датский дизайн как модный бренд и стали писать это словосочетание с большой буквы, а процветающий датчанин наладил серийное производство наименее сложных в изготовлении предметов, и не только в Штатах.

В 1950 году он проектировал один из залов здания штаб-квартиры Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Его чувство интерьера так импонировало американцам, что его часто приглашали оформлять выставочные экспозиции: в 1951 году выставку Good design, в 1953, «Дизайн в Скандинавии», 1953, в 1955 «Пятьдесят лет датского серебра» и в 1960 «Искусство Дании».

Под влиянием абстрактного искусства дизайнер создает диван Baker Sofa, с разделенным на две части корпусом.  Диван Baker Sofa был создан в 1951 году по заказу американской компании Baker Furniture.

Одна из культовых моделей, скульптурный диван Baker, 1951. Переиздан в 2009 House of Finn Juhl.

Диван Wall, 1952, создавался специально для заказанного Юлу интерьера виллы Aubertin. Также он экспонируется в музее Nordenfjeldske Kunstindustri в Тронхейме, Норвегия. Спинка прикручена к стене: диван опирается только на задние ножки — передние отсутствуют.

В 1970-е новые материалы и мода снижают популярность вещей Финна Юла, однако прошедшая в 1982 году в копенгагенском Музее дизайна ретроспектива дизайнера возрождает интерес к его наследию.

Многие предметы мебели, придуманные Финном Юлем в 1940–60-е годы, не были запущены в массовое производство сразу, так как их сложная форма требовала более продвинутых технологий. К примеру, Pelican Chair или кресло-пеликан стали производить только в 1999 году, а уже в начале 2000-х годов были перевыпущены еще порядка 15 знаковых предметов по дизайну Юля, в частности, диваны Baker – компания One Сollection получила за него престижную премию Wallpaper Design Award.

Первыми создали моду на его дизайн, как ни странно, не скандинавы, а японцы. Отношение Юла к форме и материалу (дереву) оказалось настолько им созвучно, что они стали создавать целые отели, оформленные его предметами. Мода не осталась незамеченной: вскоре многие компании взяли курс на переиздание его вещей, даже тех, которые никогда не выходили серийно, а существовали только как прототип. Сейчас переизданы все известные модели стульев и диванов, а также аксессуары – включая ковры, часы, подносы и пр.

Интерьер отеля Hakuba в Японии, недалеко от Нагано: диван Baker и кресла Pelican. Владельцы компании Onecollection (она переиздает вещи Финна Юла) обустроили небольшую горнолыжную базу целиком предметами любимого дизайнера.

Финн Юль умер в 1989 году. В Копенгагене сохранили его дом с обстановкой и предметами, тщательно подобранными дизайнером, и в большинстве своем сделанными собственноручно. Дом сейчас является частью музея Ordrupgaard, который должен открыться после реконструкции в 2020 году.

Сегодня за оригинальным дизайном Финна Юла охотятся коллекционеры: их  осталось не так много, поскольку все они были выпущены небольшими тиражами или в нескольких экземплярах.  

“Нельзя создать счастье красивыми объектами, но можно испортить большое счастье плохими.”

— говорил Финн Юл.
На наш взгляд, «большое счастье» делал именно он.

Один коментарий к “Финн Юл: модернист с душою скульптора (1912 — 1989) | Часть 2

  1. Уведомление: Финн Юл: модернист с душою скульптора (1912 — 1989) | Часть 1 - ModernMemphis & Co

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

34 − 27 =